07:59 

Немного польскофлуда, а то что-то давненько его не было :D

Sangha
So fetch!
Прочла я тут роман «Богдан Хмельницкий» М. Старицкого и решила написать о нем пару слов. Но охарактеризовать этот роман парой слов у меня что-то никак не выходит – уж слишком он мозговыносящ. Поэтому вместо того, чтобы написать о романе в целом, напишу-ка я лучше о наиболее запомнившихся действующих лицах.

Богдан Хмельницкий – дуся дивный, и этим все сказано. Он добр, отважен и благороден. Он прекраснодушен настолько, что у него вот-вот прорежутся крылья. Он – сногсшибательный красавец (молчите, прижизненные портреты Хмельницкого, вас никто не спрашивает!), альфа-самец и вообще герой-любовник, хотя некоторые несознательные личности все никак не могут его оценить по достоинству (см. «Коварные шляхтянки»). Он никому не делает зла и сеет исключительно разумное, доброе и вечное – а если в итоге выходит жуть, мрак и избиение младенцев, то виноват всегда оказывается не он, а Тугай-бей.

Иеремия Вишневецкий. Образ этого персонажа можно кратко охарактеризовать тремя словами: истерика, истерика, истерика. Такого Иеремию, панове, мы еще не видели. На его фоне меркнет даже Ярема-женолюб из книги Левицкого. Иеремия Левицкого всего лишь бегает на свиданки к казачкам, предварительно напугав их до полусмерти шашкой - и на этом его эксцентричность ограничивается. Не таков Иеремия Старицкого. Даже в разговорах на самые, казалось бы, нейтральные темы он брызжет слюной и бьется в конвульсиях. Он синеет, зеленеет и даже покрывается фиолетовыми пятнами. Разговаривая с казаками, он ухитряется говорить практически одними только ругательствами, безо всяких связующих слов. Словом, неудивительно, что при виде этого психопата казаки тактично ретируются – неудобно как-то больного человека лишний раз нервировать.

Лихие запорожцы – милые, добродушные ребята, все как один спортсмены, комсомольцы и просто красавцы. Единственное исключение в смысле добродушия составляет Кривонос, да и то потому, что в молодости ему довелось встретиться с Иеремией, который в тот момент как раз впал в очередную истерику, - в результате чего бедный казак получил психологическую травму на всю жизнь. В целом же запорожцы, как и их предводитель, сеют исключительно разумное, доброе и вечное – а если в итоге выходит жуть, мрак и избиение младенцев, то виноваты не они, а Тугай-бей проклятые феодалы - довели народ, понимаешь!

Чванливые шляхтичи – любители пожрать, побухать и поразмножаться, причем все эти в общем-то нехитрые действия они совершают на удивление пафосно. Поскольку в мертвом состоянии жрать, бухать, размножаться и кидать понты несколько затруднительно, воевать шляхтичи не любят. Вместо того, чтобы сражаться, они как правило линяют с поля боя и потом рассказывают всем о своих фантастических подвигах. Если им иногда и удается выиграть сражение, то исключительно потому, что у них есть Иеремия, который своими истериками вгоняет казаков в ступор, а также оружие массового поражения – коварные шляхтянки.

Коварные шляхтянки – двойные агентки и предательницы, злостно юзающие влюбленных в них простодушных казаков в разных злодейских целях. Кроме того, будучи достойными представительницами загнивающего класса, они изменяют казакам направо и налево, что не мешает последним их нежно и трепетно любить. Время от времени между казаками и их польскими возлюбленными происходят диалоги примерно следующего содержания:
- Я люблю тебя!
- Но ты отдалась другому!
- Но я все равно люблю только тебя!
- Ну ладно тогда.
После этого коварная шляхтянка обосновывается в казацком лагере и сливает полякам стратегически важные сведения, ну или еще как-нибудь пакостит, при этом соблазняя всех направо и налево. Особое место в плеяде этих негодяек занимает жена Хмельницкого, которая меньше чем с тремя мужчинами одновременно принципиально не крутит. Хмельницкий, правда, ее все равно любит, потому что он дуся дивный и далее по тексту.

Отдельно хочу сказать про многочисленные любовные линии в этом романе. Издатель прочитанного мною советского трехтомника, по-видимому, настолько обалдел от всех этих любовных многоугольников, что счел необходимым стыдливо приписать в конце книги, что, дескать, автор в свое время был вынужден вписать в роман все эти любовные линии, чтобы повысить его читаемость. Если так, то читаемость была для Старицкого ну очень важна, потому что на всю эту Санта-Барбару приходится львиная доля книги. При этом автор, творивший на рубеже 19 и 20 веков, не мог позволить себе описывать акты карнального торжества, но изо всех сил старался выдать тот максимум, который в те времена можно было выдать – видимо, тоже исключительно в целях повышения читаемости. В сочетании с типичным литературным языком 19 века смотрится это все прямо-таки дивно. В общем, всем горячо рекомендую! Настроение поднимает прямо-таки с первых строчек :laugh:

А еще эта книга вдохновила меня на одну креативную идею. Какую – увидите вечером ;-)

@темы: польскофлуд

URL
Комментарии
2013-06-07 в 08:06 

Pani Katarina
что у него вот-вот прорежутся крылья. ну ну :gigi:
А вообще-интересная рецензия,даже прочитать захотелось)

2013-06-07 в 15:13 

iragnarsson
Дочь Локи, сын Одина// Я только рыцарь и поэт, потомок северного скальда (с)
Он синеет, зеленеет и даже покрывается фиолетовыми пятнами.
класс )) "а хотите, я его стукну? он тогда станет фиолетовым в крапинку" (с)

то виноват всегда оказывается не он, а Тугай-бей.
крымский интеллигент в роли Чубайса? ))

2013-06-07 в 15:19 

Sangha
So fetch!
Pani Katarina, прочти, не пожалеешь! :laugh: От этой книги остается впечатление как от какого-то укуренного любовного сериала про знакомых героев. С одной стороны, иногда такой гомерический смех разбирает, что начинаешь опасаться за собственное здоровье, а с другой бросать как-то даже жалко - потому что уже даже интересно, бросил все-таки дон Педро Хуаниту или нет?
Там еще такие разнообразные пейринги, прямо на любой вкус. Автор реально расстарался для "читаемости". Даже нечто околослэшное есть 0_0 А также есть твой любимый (если я не ошибаюсь) пейринг с казачкой и шляхтичем. Точнее, с казачкой и кучкой шляхтичей. Они в нее все влюблены и периодически похищают друг у друга - она у них нечто вроде переходящего знамени. А достается она в итоге казаку, потому что нефиг :)

URL
2013-06-07 в 15:55 

Sangha
So fetch!
iragnarsson
"а хотите, я его стукну? он тогда станет фиолетовым в крапинку" (с)
Именно! Он в этой книге натуральный хамелеон :laugh:

крымский интеллигент в роли Чубайса? ))
Да-да. Если что не так - вы знаете, кого винить )))

URL
2013-06-09 в 23:49 

Белка Челли
- Я люблю тебя!- Но ты отдалась другому!- Но я все равно люблю только тебя!- Ну ладно тогда.
ну в самом деле, можно ли долго обижаться на настоящую Прекрасную Полячку! :nail:

2013-06-10 в 01:41 

Sangha, а у Вишневецкого там нету романа ни с чем? :)

2013-06-10 в 05:27 

Sangha
So fetch!
ну в самом деле, можно ли долго обижаться на настоящую Прекрасную Полячку!
Без дураков! :laugh: Там, главное, эта ситуация имеет место два раза - с Хмельницким и его женой и еще с одним казаком и его ушлой подругой. Причем диалоги повторяются чуть ли не слово в слово. Это уже прямо тенденция какая-то :)
Вообще если в отношении шляхтичей автор все-таки попытался проявить хоть какую-то политкорректность (у него там есть аж целых два положительных пана) то в отношении шляхтянок у него никакой политкорректности нет - они в лучшем случае пустоголовые и бездушные, а в худшем - подлые и коварные. Зато все как одна обворожительные и прелестные - что, собственно, и делает их таким эффективным антиказацким оружием. "Василь Иваныч, Анка к белым ползет! - Не стрелять! Это наше биологическое оружие!" :gigi:

а у Вишневецкого там нету романа ни с чем?
У Вишневецкого имеет место любовь к Гризельде, которая в этом романе выведена как его единомышленница в плане преследований православия (да-да, Вишневецкий люто ненавидит православие, он такой типа религиозный фанатик). Периодически между ними происходят всякие трогательные сцены. Например, княгиня горестно вздыхает: «Ах, боже мой, как много у нас развелось схизматов! Ведь это прямо какое-то оскорбление нашей католической вере – такое количество еретиков в стране!» «Не расстраивайся, душенька, из-за этого быдла - я их всех на кол посажу, в котлах сварю, кишки им повыпускаю!» - воркует в ответ Вишневецкий. «Ах, какой ты милый! Как ты это славно придумал!» - умиляется Гризельда. В общем, очень гармоничная пара )))

URL
2013-08-03 в 09:21 

Злое Сердце
Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшном Судищи Христове, просим (с)
Sangha,
А Вы по этому шедевру фильм не смотрели?
megogo.net/ru/view/12935-bogdan-zinoviy-hmelnic... ?
)))
Дивная рецензия)) К фильму тоже подходит)

2013-08-04 в 05:35 

Sangha
So fetch!
Злое Сердце, да-да, я когда-то давно попыталась посмотреть это великолепие - правда, так и не осилила. Но да, в этом фильме куча сцен и образов позаимствована из книги Старицкого. Мне особенно запомнился истеричный Ярема (почему-то с нереально длинными кудряшками) :laugh:

URL
2013-08-04 в 10:04 

Злое Сердце
Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшном Судищи Христове, просим (с)
Sangha,
))
Там кудряшки и у короля нереально длинные))))

2013-08-05 в 21:10 

Sangha
So fetch!
Вот короля не помню, я до него не досмотрела, наверное. Но мне и Вишневецкого хватило :lol:
Он, кстати, там еще вроде вызвал какого-то чуть ли не рядового казака на поединок. Мне даже страшно подумать, что курили создатели этого фильма, такого даже у Старицкого не было :laugh:

URL
2013-08-05 в 21:43 

Злое Сердце
Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшном Судищи Христове, просим (с)
Sangha,
О, да) Было дело. И я тоже с этого... малость... потеряла челюсть))) Особенно от финала того поединка)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Once upon a time in NYC

главная